Направления

Запись вебинара "Маркировка обуви и товаров легпрома"

Маркировка товаров достаточно глобальный проект, который в итоге коснется практически всех отраслей промышленности. У Правительства в планах к 2024 году создать Единую национальную систему маркировки, к которой будут подключены все производители и продавцы - от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Главной целью маркировки является снижение оборота контрафактной продукции.

Давайте разберёмся, на какие виды товаров маркировка уже является обязательной, и каким типам бизнеса уже сейчас следует обеспокоиться о закупке соответствующего оборудования для маркировки в 2020 году и что конкретно необходимо сделать, чтобы избежать штрафов.

Товары, в отношении которых внедрена маркировка

Продукция Дата ввода
Алкогольная продукция (ЕГАИС) 01.01.2016
Меховые изделия 12.08.2016
Табак 01.03.2019
Лекарственные препараты 01.07.2019
Обувь 01.07.2019
Легкая промышленность 01.12.2019
Фотоаппараты и лампы-вспышки 01.12.2019
Шины и автопокрышки 01.12.2019
Духи и туалетная вода 01.12.2019
Молоко и молочные продукты С 20.01.2021
Маркировка велосипедов и велосипедных рам С 01.09.2021
Упакованная вода (эксперимент) С 01.04.2020 по 01.06.2021
Пиво, пивные напитки и слабоалкогольные напитки (эксперимент) с 01.04.2021 по 31.08.2022
Маркировка кресел-колясок (эксперимент) c 01.09.2019 до 01.06. 2021

Согласно Распоряжению Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р маркировку планируют распространить на многие виды товаров. Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Обязательная маркировка в 2020-2022 годах

Январь 2021 запрет оборота немаркированных товаров лёгкой промышленности
подготовительный этап обязательной маркировки молока и молочной продукции
Март 2021 запрет хранения немаркированных шин
Июнь 2021 обязательная маркировка для категорий «мороженое» и «сыры»
Сентябрь 2021 обязательная маркировка для других категорий товаров молочной продукции и молока сроком годности более 40 дней
Октябрь 2021 запрет оборота немаркированных остатков парфюмерной продукции, произведенных или ввезенных на территорию РФ до 1 октября 2020 г.
Декабрь 2021 обязательная маркировка для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней
Сентябрь 2022 объёмно-артикульный учет для оптового и розничного звена молочной продукции
Декабрь 2022 обязательная маркировка молока и молочной продукции для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах

Таблица с кодами продукции, в отношении которых будет внедряться обязательная маркировка

 
Продукция Код ОКПД Срок обязательной регистрации в Честном знаке Запрет оборота немаркированной продукции
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 26.70.12 26.70.14 26.70.17 26.70.19 29.02.2020 01.10.2020
Духи и туалетная вода 20.42.11 31.03.2020 01.10.2021
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 4.14.13 01.01.2021 01.01.2021
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 14.11.10 01.01.2021 01.01.2021
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 14.13.21 01.01.2021 01.01.2021
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек 14.13.31 01.01.2021 01.01.2021
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 13.92.13 13.92.14 01.01.2021 01.01.2021
Новые шины и покрышки пневматические резиновые 22.11.11 22.11.12 22.11.13 22.11.14 22.11.15 22.11.20 В течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин 15.12.2020
Молоко и молочная продукция 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.52.10 1.06.2021 01.12.2022
Маркировка велосипедов и велосипедных рам

30.91.11.120, 30.91.20, 30.92.10, 30.92.30.110, 32.40.31.121.

01.09.2021  
Упакованная вода (эксперимент) 36.00.11    
Пиво, пивные напитки и слабоалкогольные напитки (эксперимент) 11.05.10    
Маркировка кресел-колясок (эксперимент) 35.43.1    

Схема работы системы маркировки

Схема работы системы маркировки

  1. Оператор маркировки – ЦРПТ – предоставляет ПАК с регистратором выпуска кодов маркировки, этот ПАК производитель устанавливает у себя на производстве. Для небольших производств предполагается возможность заказывать уже готовые этикетки с кодами Data Matrix в Центрах Этикетирования и Маркирования.
  2. Производитель наносит на каждый товар двухмерный код формата Data Matrix. Упаковка также будет промаркирована. Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки, генерируемого оператором системы. Как выглядит код Data Matrix.

    Data Matrix

  3. Производитель через систему электронного документооборота передает поставщику электронную накладную – УПД (универсальный передаточный документ), в котором учтены все коды маркировки пачек (для табака), штрихкоды упаковок (для табака и обуви).
  4. Поставщик сверяет коды упаковок или агрегаций фактического товара с накладной. Далее подтверждает получение УПД (при наличии расхождений корректирует или отклоняет).
  5. Поставщик передает в розничные магазины продукцию по той же схеме что и производитель-поставщику. (обязательно с 2020 года)
  6. Для реализации покупателю розничный магазин сканирует штрих код 2D-сканером. Если данные на штрихкоде действительны (соответствуют данным в информационной системе продажи маркированной продукции), то продажа товара возможна. Касса передает информацию о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в информационной системе продажи маркированной продукции.
  7. Конечный потребитель продукции может проверить легальность купленного товара с помощью приложения «Честный знак».

Что необходимо сделать розничным магазинам, реализующим маркированную продукцию, чтобы избежать штрафов?

ЭЦП для маркировки

Приобрести Электронную цифровую подпись*, поскольку работа с поставщиками должна будет вестись через ЭДО (электронный документооборот).

Для регистрации в системе и для ЭДО необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это самая минимальная подпись, ее стоимость составляет 1500 руб. Если у Вас уже имеется подпись для сдачи отчетности в Росалкоголь, для сайта налоговой или для торгов, то приобретать новую подпись не нужно.

Далее
Регистрация в системе честный знак

Регистрация в системе ЧестныйЗНАК.РФ.

Сроки обязательной регистрации можно посмотреть здесь

Далее
Подключение к ЭДО

Подключиться к Электронному документообороту (ЭДО).

Электронный Документооборот - это различные сервисы по обмену, передаче бухгалтерских документов в электронном виде. С его помощью юрлица могут обменяться документами поставки в случае маркировки. Таким образом, с введением маркировки преобразуется лишь форма документа из бумажной в электронную.

Подробнее о сервисе.

Далее
Наличие сканера 2D-штрихкодов

Обеспечить наличие сканера 2D-штрихкодов

При выборе данного оборудования учитывайте, что коды могут закрываться пленкой и давать блики (например, на сигаретах) и не каждый тип 2D-сканера может его корректно считать.

Нужно также понимать, что 2D-сканер считывает и другие виды штрих-кодов, поэтому нет необходимости приобретать разные сканеры на разные виды товаров. Достаточно одного 2D-сканера.

2D АТОЛ SB2108 Plus (USB, чёрный, без подставки) (Одобрено для маркировки обуви)

Далее
принтер штрих-кода

Обеспечить наличие принтера штрихкодов, только тем кому по Постановлению положено маркировать остатки. Сюда не входят предприниматели реализующие табачные изделия, лекарственные препараты и пр.

АТОЛ ТТ41 (203dpi, термотрансферная печать, USB, ширина печати 108 мм, скорость 102 мм/с) (Одобрено для маркировки обуви)

Штрафы и наказания – о чем гласит закон №195-ФЗ

Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки влечет наложение административного штрафа:

  • Физические лица - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Должностные лица - от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Юридические лица - от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа товаров и продукции без маркировки, в случае если, такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, также влечет наложение административного штрафа:

  • Физические лица - от 2000 до 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Должностные лица - от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Юридические лица - от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Где приобрести оборудование и получить необходимые услуги?

Специалисты центра автоматизации бизнеса «Киасофт» готовы проконсультировать Вас по подбору оптимального набора оборудования, программного обеспечения и услуг в зависимости от того, к какому типу бизнеса относится Ваша компания и работает ли она с маркированной продукцией.

По вопросам приобретения обращаться: